Руководителям сельскохозяйственных организаций, служб такси, промышленных предприятий и транспортных компаний, деятельность которых связана с перевозками, не нужно лишний раз объяснять, как важен контроль расхода топлива.

Затраты на горючее составляют существенную часть накладных расходов любого предприятия, имеющего собственный автопарк: они могут достигать 50% себестоимости товаров и услуг.

Серьезной проблемой для собственников и руководителей бизнеса всегда было неэффективное расходование горючего и злоупотребления, которые подразумевают банальное воровство бензина и дизеля персоналом. Сейчас, когда цены на энергоресурсы постоянно увеличиваются, отслеживание расхода топлива становится особенно актуальным.

Поскольку проблема хищения горючего существует давно, на предприятиях постоянно предпринимаются попытки организовать контроль за сотрудниками (водителями) и расходованием ГСМ. Но реальная возможность обеспечить действительно эффективный надзор появилась всего пару десятилетий назад, благодаря развитию спутниковых технологий. Речь идет про GPS мониторинг расхода топлива, который подразумевает круглосуточное наблюдение за самим транспортным средством и содержимым топливного бака.

Какие существуют методы и системы контроля топлива

При выборе способа слежения за расходованием горючего следует учитывать ряд факторов, включая тип и количество транспортных средств, сферу деятельности компании, график (регулярность поездок) и даже вид топлива. Организация контроля требует определенных денежных вложений, а также использования в автомобилях дополнительных устройств, причем в каждом случае необходимо определить целесообразность применения того или иного метода.

Кратко рассмотрим возможные варианты контроля расхода топлива:

    1. Для предупреждения махинаций с топливом до сих пор используют такой «дедовский» способ, как пломбировка бака. Предприятию, которое выбирает это решение, придется обустроить на своей территории заправку (нужно место, где будет организовано хранение топлива, покупка пломб и т. д.). Среди минусов метода — минимальная информативность по расходованию горючего. К тому же, как показывает практика, сотрудники ухитряются найти способ украсть топливо даже при опломбированных емкостях.
    2. Нормативный контроль. У любого транспортного средства, будь то легковая машина определенный марки и модели, грузовик или спецтехника, есть установленные нормативы по расходу горючего. Во многих организациях при расчетах используют нормативный контроль, когда по пробегу и количеству моточасов расчетным способом определяют количество топлива, которое должен использовать водитель.
      Это решение недостаточно эффективно, поскольку сложно учесть такие факторы, как простаивание в пробках, погрешность в показаниях пробега на приборной панели, а также различные поломки авто. Система контроля за расходом топлива расчетным методом будет более действенной, если установить GPS-трекер. Последний позволяет контролировать все поездки и осуществлять максимально точные расчеты.
    3. Контроль с помощью датчика расходомера. Датчики расхода топлива позволяют учитывать объем горючего, проходящего по топливной магистрали. Это устройства, имеющие высокую точность. Однако риски хищения остаются, поскольку водители «изобретают» разные методы борьбы с датчиками. Например, горючее можно сливать из топливной системы, врезавшись в нее до того места, где установлен счетчик, или банально — в канистру. Метод слежения с применением датчиков расхода не дает желаемой экономии, поскольку прибор не может зафиксировать все возможные злоупотребления.
      Это очень сложная доработка, которая вносит корректировки в систему питания двигателя. Измерение происходит от вращения каретки с лепестками. Бывает такое, что она изнашивается и начинает подклинивать, понижая давление топлива в системе. Каретка также вспенивает топливо, потому нужно ставить пеногасители, что тоже понижает давление. А иногда из-за качества топлива не помогает один пеногаситель. На обратку также нужно устанавливать счетчик и пеногаситель. В результате малейший сбой и приводит в выходу из строя системы питания двигателя и машина встает в дороге. Был случай у клиента, когда ему после установки нашим конкурентом таких приборов в автомобили Вольво с двигателем ЕВРО6, у них вырос расход на 8 литров и машины стали “туповатыми”.
    4. Система слежения за расходом топлива с применением датчика уровня топлива (ДУТ). Это один из наиболее надежных и доступных по стоимости способов, подразумевающих установку в бак специального датчика. ДУТ отличается высокой точностью и позволяет отслеживать заправки и расход, в том числе сливы. В данном методе есть свои слабые стороны, например:
      1. Заезжаем одним колесом на бордюру, сливаем 5 литров и едем дальше. На колебаниях вы никогда не поймаете слив. Но это неудобно водителю для постоянного хищения.
      2. Ставим капельницу в шланг обратки, кто-то делает даже тройники в системе. В Камазах обратка низкого давления, ее просто ставят в канистру. Слив составляет 5-6 литров на 100 км. Такой слив не ловится датчиком, просто вы видите большее потребление автомобилем.
      3. Датчик измеряет диэлектрическую проницаемость топлива. Потом по ней через таблицу тарировки, которая создается в момент установки определяется литраж в баке. В формуле диэлектрической проницаемости из учебника физики видим наличие плотности вещества. Мы легко можем изменить плотность топлива, наливая в бак этилового спирта. Из проведенных опытов было получен интересный результат. Мы с фуры с баком 550 л слили стандартный водительский объем – 3 канистры по 20 л. Потом добавили 1,5 л медицинского спирта, помешали через горловину и оставили на ночь. Утром датчик показал чуть больше, чем было до слива…

      Поэтому мы отказались от установки таких датчиков, тем более что по ним много рекламаций, водители видят новые провода от бака, колят их иголками, подают на них высокое напряжение и много другого.

    5. Контроль топлива с помощью GPS-мониторинга по CAN-шине. Это один из самых прогрессивных способов. Для мониторинга расхода горючего осуществляется подключение к бортовому контроллеру (так называемой CAN-шине), что обеспечивает доступ к большому количеству параметров. Среди них — уровень топлива в баке в режиме реального времени, накопительный расход топлива, сведения о заправках: по времени, объему, локации. Установив GPS-трекер, можно в любое время получить детализированный, наглядный отчет по машине, включая пробег, скорость и т. д.
      Важным преимуществом метода является возможность организации контроля топлива в легковых машинах, в том числе бензиновых (установка ДУТ в бак в некоторых авто технически невозможна). Однако этот способ можно применить не всегда, поскольку на старых авто нет CAN-шин. С 2001 года, можно читать шину авто, даже в тех машинах, которые не показывают количество топлива в баке, мы можем считать количество топлива, которое потребил автомобиль и в отчетах программы GPSavto будет видно: за поездку авто прошло Х км, потребило У литров топлива.
      Также при подключенни к CAN-шине, будет видно график нажатия педали газа. Иногда бывает, что водитель не ворует топливо, а просто лихачит, очень часто педаль топит в пол и фура потребляет на 8-12 литров больше нормы.

Автоматизированная система мониторинга топлива обеспечивает полноценный контроль, высокую информативность и точность.

Установка систем контроля расхода топлива: как это работает?

При выборе разных методов мониторинга схема работы системы имеет некоторые отличия. Например, при установке датчиков уровня топлива непосредственно в баке система включает GPS-трекер, ДУТ (датчик уровня топлива) и интерфейс GPS-мониторинга (программу). Если же слежение осуществляется с помощью CAN-шины, установка дополнительных датчиков (емкостных, проточных) не требуется.

Однако в основе работы любой GPS-системы лежит принцип приема-передачи данных.

В авто устанавливается трекер, который собирает и передает информацию на сервер. Это информация по координатам местонахождения транспорта, сведения по скорости и данные о подключенных датчиках (например, показатели с установленного или штатного датчика уровня топлива). Полученные сведения сохраняются в базе данных, и клиенты GPSavto в любую минуту могут проконтролировать любой автомобиль.

Что дает GPS мониторинг топлива

Объемы использованного впустую или украденного на предприятиях горючего могут достигать шокирующих размеров. Как показывает практика, установка контроля топлива позволяет выявить потери в размере 10–40%. Причиной убытков может быть:

        • осознанный обман со стороны водителя, который сливает дизель или бензин или же ездит на авто компании по своим личным делам;
        • неэкономный режим вождения, который приводит к перерасходу горючего и преждевременному выходу из строя техники (агрессивное вождение, работа на холостом ходу и т. д.).

Внедрение GPS-систем слежения позволяет решать несколько задач:

        • Полный контроль за заправками и расходованием топлива. Вы будете знать, когда, где и сколько горючего было залито в бак, а также сколько и при каких условиях израсходовано. И экономия на топливе при этом — не единственная выгода: вы будете уверены в качестве горючего и бережном отношении к технике.
        • Отчетность. Автоматизированный контроль топлива упрощает и делает более точными расчеты нормативных и фактических расходов горючего, калькуляцию себестоимости перевозки грузов и т. д.

Обращайтесь в GPSavto — и наши специалисты, учитывая особенности работы вашей организации, помогут выбрать и внедрить наиболее подходящую по цене и возможностям систему отслеживания расхода топлива.

Вопросы и ответы

Как производится gps мониторинг топлива?

Наилучшим способом gps мониторинга топлива является отслеживание набора параметров и их передачи в систему мониторинга с помощью gps трекера, подключенного к CAN-шине техники. Такой метод гарантирует точный учет горючего в зависимости от продолжительности работы машины.

Какие выгоды от gps мониторинга топлива для предприятия?

Предприятие минимизирует хищения горючего водителями, сокращает количество нелегальных подработок и оптимизирует маршруты движения, благодаря чему сокращаются расходы топлива.

Как с помощью gps мониторинга расчитать расход топлива?

Если не используется считывание данных с CAN-шины автомобиля, расход топлива можно подсчитывать по номинальному потреблению горючего. Достаточно умножить пройденное машиной расстояние на номинальное потребление, чтобы получить общее количество израсходованного топлива.

Можно ли обмануть систему gps мониторинга топлива?

Сложнее всего обмануть учет топлива в случае считывания данных с CAN-шины, поскольку данные о расходе в режиме реального времени передаются сразу на сервер. Номинальный расход допускает определенную погрешность в расчетах. Использование датчика уровня топлива для контроля создает довольно много возможностей для махинаций с горючим.